medal
КОЛЛ-ЦЕНТР 

+7 (351) 700-24-99

Платные услуги:
+7 (351) 700-24-99
(добавочный 3)

+7 (351) 728-49-99 (viber
только сообщения для поликлиники №1)

mail@gkb1-74.ru

gkb1.oo@yandex.ru


Почему стоит беречь слух смолоду

03.03.2024
Почему стоит беречь слух смолоду

Сегодня, в Международный день охраны здоровья и слуха напоминаем еще о раз о том, как важно беречь слуховой аппарат, чтобы не потерять эту одну из уникальных возможностей восприятия внешнего мира.

Слуховая система человека (как и любого представителя животного мира) настроена на восприятие тихих (!) звуков. Именно поэтому ещё в 20-м веке тугоухость, связанную с поражением звуковоспринимающей части слухового анализатора, назвали «болезнью цивилизованного мира». Урбанизация, технический прогресс, в частности и в звукоусиливающей аппаратуры, негативно сказывается на состоянии слуховой системы человека. Пять лет назад в Мюнхенском университете провели обследование слуха у студентов, и выяснилось, что у 100% обследуемых уже имелись отклонения от возрастных стандартов порогов звуковосприятия. Чтобы сориентироваться в окружающих нас звуков, обозначим несколько понятных любому человеку уровней громкости:

Болевые ощущения: 150 дБ — пики в рок-музыке, 140 дБ — выстрел пушки, запуск ракеты; 130 дБ — отбойный молоток; 120 дБ — рок-музыка на расстоянии 1-2 м, многополосные системы в автомобиле; на современных дискотеках и концертах, если находиться рядом с динамиками, можно получить уровни звука 129 дБ;
Чрезвычайно громкие: 100 - 110 дБ — рок-концерт в зале, 106 дБ — ударные установки, литавры;
90 дБ — газонокосилки, метро, грузовой транспорт;
Громкие: 80 дБ — шум улицы; 70 дБ — пылесос; 60 дБ — разговор, посудомоечная машина;
Средние: 50 дБ — дождь, 40 дБ — тихая комната;
Слабые: 30 дБ — шепот, зал библиотеки.

Воздействие на слуховой аппарат громких звуков в течение длительного времени приводит к необратимым потерям слуха, вызванным повреждениями звуковоспринимающих клеток внутреннего уха. Обычно сначала возникает временный сдвиг порога, который исчезает после периода восстановления. Если ухо подвергается очень длительным или очень высоким и частым акустическим возбуждающим воздействиям, может возникнуть постоянный сдвиг порога слышимости, указывающий на действительное ухудшение слуха. Эти повреждения не поддаются лечению.

В руководстве к звуковой аппаратуре есть таблица:

Звуковое давление Допустимое время

(громкость) в дБ прослушивания в день:

80 дБ - 8 часов
83 дБ - 4 часа
86 дБ - 2 часа
89 дБ - 1 час
92 дБ - 30 минут
95 дБ - 15 минут
98 дБ - 7 минут
101 дБ - 3.5 минуты
104 дБ - 1.5 минуты
107 дБ - Запрещено

120 дБ - Болевой порог.

Величина общей дозы звукового воздействия вычисляется на основе суммирования значений звуковой энергии на протяжении определенного периода воздействия. Время воздействия делится на короткие временные интервалы, для каждого из которых вычисляется количество звуковой энергии, воздействующей на слух, а затем полученные значения суммируются.

На некоторых примерах можно показать последствия, к которым приводит воздействие громких звуков:

- молодые люди посещают дискотеку один-два раза в неделю в течение пяти лет. На их слух воздействует средний звуковой уровень 115 дБ. Суммарное воздействие составляет около 400 дней по пять часов, итого 2000 часов. Из расчета следует, что постоянный сдвиг порога слуха равен примерно 25 дБ, это означает, что произошел уже невосстановимый сдвиг порога на эту величину;

-на симфонических концертах редко достигается уровень звука 115 дБ. Здесь характерны средние уровни порядка 85 дБ . Чтобы достичь того же постоянного сдвига порога (25 дБ), потребовалось бы воздействие звука такой интенсивности в течение более 40 лет, то есть 300 дней в году по пять часов, что маловероятно. Этот пример показывает, почему у слушателей симфонических оркестров редко отмечается профессиональное ухудшение слуха.

- у поп- и рок-музыкантов положение совсем иное. Предположим, что рок-музыкант 200 дней в году подвергается шестичасовому воздействию звука в 120 дБ . Таким образом через 10 лет постоянный сдвиг порога слышимости у музыканта составит почти 70 дБ, а это — профессиональная непригодность вследствие глухоты. Поскольку рок-музыканты с годами постепенно теряют слух, они вынуждены играть громче или должны иметь более громкий аккомпанемент, чтобы слышать соседние инструменты. В результате возникает кумулятивный процесс, ведущий к дальнейшему увеличению громкости и к неизбежному ухудшению слуха.


Исследования влияния громких звуков (на дискотеках, концертах, шумных производствах и т.д.), проведенные целым рядом институтов показали, что такие звуки, действующие в течение длительного времени, приводят не только к повреждению слухового аппарата, но и вызывают другие изменения в организме: повышение кровяного давления, аритмию сердца, нарушения ритма дыхания, усиливают воздействия алкоголя, наркотиков и др.
Наибольший эффект на повреждение волосковых клеток оказывают высокие частоты, которые исполняются зачастую на очень высоких уровнях на концертах электронной музыки.

Развитие нейросенсорной тугоухости сказывается прежде всего на восприятии гласных и согласных в области частот от 1000 Гц и выше, это приводит к нарушению разборчивости речи.

Повреждения слуха могут начинаться с воздействия звуков с уровнем 85 дБ. Уровни выше 115 дБ при любом времени воздействия представляют серьезную опасность.
Особую группу риска создает широкое использование плееров с ушными вкладышами. Уровни звукового давления у барабанной перепонки могут достигать при этом 110 дБ. Исследования, проведенные со студентами, показали, что средние уровни при прослушивании в таких устройствах превосходят 85 дБ. Более чем 5% испытуемых обычно прослушивают плееры на уровнях выше 90 дБ. При этом, поскольку происходит утечка низких частот из-за отсутствия полной изоляции, слушателям кажется, что громкости недостаточно, они начинают поднимать усиление, что еще больше увеличивает опасность повреждения слуха. Учитывая, что прослушивание музыки через плееры происходит по нескольку часов в день, опасность повреждения слуха при этом очень велика.

Внутриушные наушники могут с легкостью развить звуковое давление выше, чем в акустических системах при одинаковой громкости – там нет воздушной прослойки между динамиками и ухом и звуковая энергия никуда не рассеивается (или же это расстояние ничтожно мало); при недостаточной звукоизоляции звук из акустических систем и наушников суммируется, в конечном итоге добавляя в громкости.

Сначала падает восприятие высоких частот, появляется непроходящий звон (писк, шум) в ушах. При дальнейших звуковых нагрузках появляется снижение порога восприятия на 4 кГц, субъективные ощущения - как будто заложили вату в ухо и не вынимают.

Опасность низких частот большой громкости ещё и в том, что они имеют наибольшую звуковую энергию, что при высоком давлении может даже повредить барабанную перепонку.

Отдельную группу повреждений слуховой системы составляет акустическая травма, т.е. кратковременное воздействие звука уровня болевого порога. Это бывает при стрельбе, взрывах, резком внезапном колебании уровня громкости в динамиках… Акустическая травма вызывает как повреждение среднего уха, т.е. барабанной перепонки и слуховых косточек, так и контузию внутреннего уха (т.е. звуковоспринимающих клеток). В результате лечения акустических травм, к сожалению, никогда не удается восстановить прежние пороги звуковосприятия, удается лишь в той или иной степени улучшить состояние слуха, к тому же достаточно часто остается постоянный субъективный шум в поврежденном ухе.

Елена Вадимовна Куклина, врач-сурдолог поликлиники №1 ГКБ №1.