medal
КОЛЛ-ЦЕНТР 

+7 (351) 700-24-99

Платные услуги:
+7 (351) 700-24-99
(добавочный 3)

+7 (351) 728-49-99 (viber
только сообщения для поликлиники №1)

mail@gkb1-74.ru

gkb1.oo@yandex.ru


ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЕ ГКБ №1 г. Челябинска 110 лет: ответственность, точность, оперативность

16.11.2022
ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЕ ГКБ №1 г. Челябинска 110 лет: ответственность, точность, оперативность

В 2022 году лабораторная служба ГКБ №1 отмечает юбилей. За это время большое подразделение больницы пережило многое: от «барачной» автономности, до создания единой службы, где весь процесс практически полностью автоматизирован, при этом каждый сотрудник может сделать любой тест за считанные минуты.

Первое упоминание о лаборатории в нашей больнице зафиксировано 1912 годом и в архивных документах проходит, как открытие при амбулатории «бактериологического кабинета». В приказе №28 от 3 марта 1924 года по окружному здравоохранению утверждена расценка платных анализов и приведен перечень исследований: мокрота на ВК, яйца глистов, общий анализ крови, желудочный сок, реакция Вассермана*.

В 50-е годы были организованы и разделены клиническая, биохимическая и бактериологическая лаборатории. Службой выполнялись 160 тысяч исследований в год, которые делали пять врачей, 16 лаборантов и 4 санитара. В разные годы службу возглавляли Овчаренко М.С., Выжевская Е.И., Пальковская К.М., Скарятина К.Н.

В 60-е годы количество исследований выросло до 400 тысяч в год. Руководил службой Рисман Н.А.

В 70-е годы из роддома в больницу перевели резус-лабораторию. Она оказывала организационно-методическую и консультативную помощь врачам всех специализаций 16 взрослых и 18 детских учреждений города по трансфузионной терапии, диагностике гемолитической болезни у новорожденных. Именно здесь выполнялись уникальные методики по выявлению антител у беременных, определении фенотипа эритроцитарных антигенов для предупреждения осложнений после переливания крови.

В 1974 году состоялось историческое событие: клиническая, биохимическая, бактериологическая и резус-лаборатории объединились под одной крышей в корпусе барачного типа. Служба перешла на круглосуточный режим. С 1976 по 1984 годы службой руководила Архипова И.В., врач-лаборант высшей категории. При ней полностью была пересмотрена работа всей службы: введены новые отделы и методики. В 1976 году открылась аллергологическая лаборатория. Первым врачом ее стала Клочкова О.К. В тоже время в отделении хирургической инфекции была создана иммунологическая лаборатория. Количество исследований выросло до 700 тысяч в год.

40 лет назад коллектив лабораторной службы включал шесть врачей, столько же работало лаборантов и две санитарки. В распоряжении врачей — всего несколько аппаратов. Реагенты, как жидкие, так и сухие, изготавливали самостоятельно. На каплю сыворотки — две капли реагента, инкубация при определенной температуре, перезалив в кювету и отправка на спектрофотометр, только потом - результат. От того, с какой точностью лаборант внесет в пробирку капли, зависели итоговые показатели.

Интересно, что в те времена каждый сотрудник «разбирал» по составляющим биохимию. В дальнейшем подход к тестированию сыворотки крови будет другим. Сотрудники вспоминают, что еще каких-то 40 лет за одним лаборантом была закреплена одна-единственная методика (например, измерение сахара крови). Сейчас в этом плане любой врач и лаборант — универсалы, им под силу провести любой тест. Правда, тогда не было такого спектра тестов. Раньше, все возможности лаборатории помещались на небольшом бланке ОАК, сейчас их — в несколько раз больше (до 30 параметров, против 15-ти еще треть века назад). Здесь вспоминают, как раньше протромбины, делали с помощью змеиного яда. Готовился реактив, его наносили на стекло, добавляя кровь. При такой технике результаты были очень точными! Даже московские врачи хвалили челябинских коллег — результаты анализов были один в один.

«У биохимической лаборатории своя специфика — креатинин, мочевина, глюкоза, холестерин, АЛТ, АСТ..., - делится Валентина Никифоровна Иванова, лаборант централизованной биохимической лаборатории. - Каждый сотрудник работал со своим «кусочком» сыворотки. И любую методику делал один человек последовательно».

С 1984 года, когда был сдан в эксплуатацию поликлинический корпус, КДЛ было отведено уже три этажа. Под руководством врача — лабораторного генетика Романовой Т.И. открылась цитогенетическая лаборатория.

В 1985 году КДЛ возглавил Захаров А.В. В это время было закуплено оборудование, введены новые методы исследований, налажен метрологический контроль. В 1988 году на базе горбольницы №1 была организована централизованная биохимическая лаборатория, которая обслуживала 10 больниц Советского и Центрального районов города.

В 2006 году по нацпроекту «Здоровье» больница получила новое оборудование, которое позволило обновить список исследований, увеличить число более точных методов исследования, а время ожидания сократить до нескольких часов. Качество анализов проверялось ежедневным внутрилабораторным контролем.

На пути к медицинскому прогрессу

До 2016 года лабораторная служба представляла собой разрозненную сеть лабораторий (это 60 кабинетов), находящихся в разных корпусах больницы. Каждый варился в своем соку: клиницисты, биохимики, бактериологи — все работали отдельно. При этом биоматериал (кровь) приходилось в прямом смысле «добывать».

Елена Васильевна Чекманина, лаборант централизованной биохимической лаборатории, вспоминает, как раньше рабочий день начинался с «вояжа» по отделениям с достаточно тяжелым багажом:

«Мы ходили в отделения по несколько раз в смену! Это было настолько изматывающе, отнимало много рабочего времени. С собой лаборант брал целый чемодан, наполненный реактивами, пробирками и стеклами, металлическими штативами и еще много чем. С самого утра, снарядившись всем необходимым, мы шли в палату к пациенту, либо процедурный кабинет отделения, чтобы взять материал. Были и методики, когда нужно было брать, например, глюкозу крови каждые 2 часа. Представляете, как это изнурительно!».

Впервые идею объединить лабораторную службу и в итоге внедрить в жизнь предложил главный врач ГКБ №1 г. Челябинска Дмитрий Алексеевич Тарасов. А в 2018 году объединенная лабораторная служба открылась после масштабной структурной реорганизации. В новых, современных условиях удалось достичь компактного сосредоточения и сделать службу единой. 36 современных кабинетов расположились на 9 этаже поликлиники №1. Стоимость всех работ по ремонту и оснащению лабораторной службы составила почти 19 миллионов рублей. Были закуплены высокопроизводительные медицинские аналитические приборы для выполнения биохимического анализа крови, аналитические приборы для оценки состояния свертывающей системы крови, автоклавы, центрифуги, холодильники, боксы для работы с бактериологическими посевами, внедрена лабораторная информационная система.

Раньше часть исследований сотрудникам лаборатории приходилось выполнять вручную, на полуавтоматических анализаторах, что существенно замедляло процесс обработки биоматериала и скорость получения результатов. Сейчас эта проблема полностью решена. На пробирки с анализами нанесены специальные штрих-коды, которые позволяют не перепутать результаты.

После модернизации весь материал для анализов напрямую поступает в пункт приема. И там распределяется по назначению. Внедрена в работу лабораторная информационная система, позволяющая при однократном визите пациента для сдачи крови, направить результаты анализов в электронном виде, фиксировать их в электронной карте больного и обеспечить доступность информации для любого врача-специалиста, что не только удобно для пациента, но и дает возможность врачам оперативно получать результаты анализов, а это, в свою очередь, ускоряет постановку диагноза.

Объединенная лабораторная служба ГКБ №1 выполняет на сегодня больше 2 миллионов тестов в год. После модернизации возросло количество лабораторных исследований: например, пациентам ГКБ №1 доступна гемостазиограмма - обязательный анализ для оказания экстренной помощи при некоторых жизнеугрожающих состояниях. Также в обновленной службе внедрена в работу лабораторная информационная система («ЛИС»), которая интегрирована в глобальную информационную систему «БАРС». Благодаря новому оборудованию врачи быстрее получают результаты анализов, ставят диагноз, начинают лечение. На весь процесс уходит от нескольких минут до суток. На сегодня лаборатория может обрабатывать до 400 пробирок по различным показателям — условный стандарт нагрузки при ее возможностях.

Во время пандемии COVID-19, когда на базе ГКБ №1 была развернута госпитальная база, нагрузка лаборатории возросла до максимальной — проводилось почти 800 исследований в сутки (особенно у биохимической лаборатории, потому что именно биохимические показатели сыворотки или плазмы крови, которые брали у пациента по несколько раз в день при коронавирусной инфекции, были наиболее информативны для врача и показывали динамику лечения и выздоровления). В пандемию дневная рабочая смена сотрудника лаборатории была увеличена минимум на 2 часа.

Супердиагностика для всех

Что такое работа в лаборатории? Это колоссальная ответственность! Если у сотрудника в процессе дрогнула рука и капелька крови попала мимо, а он этого не заметил — на выходе могут получиться совсем другие результаты. Поэтому внимательность, усидчивость, умение максимально концентрироваться ценятся в специалистах лаборатории во все времена. В наше время не менее важно правильно загрузить пробирку, проверить маркировку, проследить исполнение, в то время как раньше ради точного результата приходилось самого себя перепроверять.

«Если честно, проще не стало. Автоматизация убрала ручные методы, что тоже существенная часть работы. Но монотонность, скрупулезность, внимательность как были, так и остались актуальными — это так просто техникой не заменить! Для того, чтобы взять глюкозу из пальца, как и раньше, используются реактивы, которые нужно подготовить. Только сейчас эти реактивы к нам поступают уже в готовом виде, а раньше их готовили здесь, на месте. При этом раскапать их все равно нужно, взять кровь, измерить, итоги зафиксировать, ну и оценку промежуточных результатов тоже нужно учитывать», - рассказывает Максим Свиридов, заведующий лабораторной службой ГКБ №1 г. Челябинска, кмн.

А как же искусственный интеллект? В условиях лаборатории, уверен Максим Александрович, заменить труд сотрудников на 100 процентов вряд ли возможно, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Частично — да. Даже если представить, что все будет автоматизировано, кто-то за этим процессом все равно должен следить. Если случится какой-то сбой, корректировать ситуацию все равно придется человеку. Другой вопрос — сколько сотрудников потребуется для этого?

«Опыт зарубежных стран и нашей, когда лабораторная диагностика переходит в автоматизированный режим, показывает, что процент ошибок все же небольшой, но есть, - продолжает Максим Александрович. - Мы изучали опыт централизованных лабораторий Москвы, Санкт-Петербурга, где работает роботизированная техника, где стоят в ряд по 10 анализаторов, где пробирки сами едут по транспортеру, есть возможность автоматической оценки результатов. При этом нет необходимости, чтобы человек смотрел результаты. Это и сейчас можно делать сразу с анализаторов, но тогда появляется вероятность ошибок — этого допустить никак нельзя. Грубо говоря: оценить свою же работу анализатор не может. Конечный результат все равно в руках специалиста».

Сейчас, чтобы провести максимальное количество лабораторных тестов, достаточно десятой доли миллилитра крови — самого минимального обьема. Такие методики подходят даже новорожденным. Уходят в прошлое и такие моменты, когда для проведения анализа не хватает материала, это происходит только в тех редких случаях, когда одному пациенту нужно провести за раз больше исследований.

Сегодня перечень тестов, которые производит лаборатория ГКБ №1 — стандартизован и практически полностью «подогнан» под нужды основного потока прикрепленного населения больницы. 99 процентов исследований лаборатория выполняет ежедневно и в больших количествах, и только 1 процент, требующий особых условий исполнения, специалисты отправляют в сторонние лаборатории. При этом уникальные методики по-прежнему врачи и лаборанты выполняют вручную.

Есть возможность выдать результат поэтапно — первый можно увидеть уже через 10 минут после того, как пробирка попала в лабораторию (например, ОАК). На СОЭ уходит один час, если в показателях есть отклонения — врач или лаборант перепроверяет исследование на патологию. Общий анализ мочи также может выдаваться за 10 минут. При отклонениях — еще 10 минут.

С реконструкцией у лабораторной службы появилось еще одно новшество — пневмопочта. Максим Александрович признается, сначала сотрудники с недоверием восприняли идею. Хотя экономия времени — один из острейших вопросов именно в этой службе. Пневмопочта только в пределах поликлиники помогает существенно облегчать труд сотрудников и существенно экономить время. Она же гарантирует безопасность, надежность и сохранность исследуемого материала.

Модернизация изменила подходы, сэкономила время и ресурсы

Сегодня для получения результата общего анализа крови требуется всего 1-2 минуты (против 10-15 минут ранее). Огромное количество бумаги на регистрацию поступление и выполнение исследований, запись результатов, - огромная часть работы, которая доверена лаборантам. Теперь большие помощники службы - операторы ЭВМ и регистраторы, которые участвуют в приёме и обработке поступившего материала, от скорости и правильности их работы зависит конечный результат выполнения исследования. Также в службу приняли курьеров, которые в любое время суток и любую погоду отправляются по корпусам за жизненно важным материалом от тяжёлых пациентов.

Вакуумная система взятия крови уже используется повсеместно. В каждой пробирке нанесен реактив, чтобы кровь оставалась жидкой (до недавних пор кровь наливалась вручную). Вспоминают, что сотрудники лаборатории, что часто выезжали на дом, как участковые врачи и медицинские сестры (особенно к лежачим больным). Раньше пробирка была стеклянной и открытой, которая в любой момент могла разбиться, пролиться, кровь брали с помощью шприца, либо «самотеком». Вакуумная пробирка исключает эти неприятные моменты - риски неправильно набрать кровь, испачкаться, заразиться сведены к минимуму.

Еще не так давно срочность результата зависела от человека, сейчас этот вопрос снимает машина, зато точность результата тоже зависит от человека. Если раньше лаборатория дополняла диагноз (его ставили по клиническим проявлениям), то сейчас он очень часто ставится по результатам лабораторных исследований. Поэтому если исследование проведено неверно, то диагноз может быть ошибочен.

Завтра уже наступило?

На данный момент ОЛС насчитывает 74 человека. Увеличение количества тестов и приход автоматизации смог сократить количество сотрудников в каждом подразделении (8 человек против 10-12 ранее). Возглавляют крупное подразделение ГКБ №1 два заведующих: врач КЛД, кмн Свиридов Максим Александрович и врач КЛД Сергиенко-Крочек Янина Игоревна, кроме того, в отделении работают врачи, биологи, лаборанты, санитарки, операторы ЭВМ, регистраторы и курьеры. С объединением служба стала более дружной, появилось больше общности. Сейчас и для работы созданы оптимальные условия: светлые, чистые помещения, комфортные комнаты для отдыха сотрудников. Также на базе службы работает кафедра клинической лабораторной диагностики. Здесь проходят практику будущие медицинские лабораторные техники, врачи КЛД и биологи.

«Я уверен, что коллективу нужно дать работать и не препятствовать, - делится Максим Александрович. – Основные «рабочие» проблемы должен решать не весь коллектив, а непосредственные руководители. Поэтому проблемы, которые условно касаются всех, решаем мы вчетвером, со старшими лаборантами, их у нас тоже двое. Я стараюсь рядовых сотрудников не трогать лишний раз, так как знаю, что они выполняют свою, очень ответственную работу. И конечно, лишний раз заставлять что-то делать, не буду».

А в мечтах у сотрудников бактериологической лаборатории, чтобы в их парке «машин» появился бактериологический анализатор - масс-спектрометр (его стоимость оценивается в среднем 30-40 миллионов рублей), «загрузив» чистую культуру в который, можно было бы получить результат через несколько минут, это быстрая идентификация микроорганизмов (грибов и бактерий) до вида.

«Пока же на это уходит до нескольких дней», - говорит Анна Григорьевна Роженко, фельдшер-лаборант бактериологический лаборатории.

Неотъемлемой частью работы в любой лаборатории является поддержание чистоты и санитарно-эпидемиологического режима, которым занимаются, как и раньше «золотые» (и бесстрашные) руки санитарок! Они от рассвета до заката моют лабораторную посуду, полы, стены и потолки, потому что к большому сожалению, автоматизация до уборки ещё не добралась.

Самые важные праздники для коллектива — День медицинского работника и Новый год. Помогают отвлекаться от будней, активное участие коллектива в мероприятиях Профкома. Иногда для укрепления духа Максим Александрович балует своих подчиненных небольшими сувенирами и угощениями. Необязательно к празднику, просто так.

Основные качества, которыми нужно обладать, работая в лаборатории - колоссальная работоспособность, усидчивость, внимательность. Те, кто давно работает в лаборатории это понимают. Интенсивность работы очень высокая и больше всего это знают те, кто проработал в отделении много лет. Многие из них уже заработали на полноценный отдых, но они все равно каждое утро встают и идут на работу, чтобы выполнить свою норму и даже больше, потому что по-другому просто не могут. Девиз в подразделении, как и много лет назад, один: «Главное, чтобы не было ошибок. Лучше никакого результата, чем неправильный».


*В статье использованы материалы энциклопедии Н.А. Алексеева «Челябинская ордена Трудового Красного Знамени городская клиническая больница №1». ООО «Полиграф-Мастер», 2008 год.



P1070509+.JPG

Меньшая часть большого коллектива объединенной лабораторной службы - сейчас он насчитывает более 70 человек

P1070514+.JPG   P1070523+.JPG

P1070527+.JPG   P1070534+.JPG

P1070528+.JPG

В лаборатории работают и творческие люди - здесь хранят шуточную газету в стихах и с фото о жизни лаборатории (примерно конец 90-х начало 2000-х годов).

P1070577+.JPG   P1070578+.JPG

                                          P1070579+.JPG 

В музее истории медицины г. Челябинска отдельная экспозиция посвящена истории лабораторной службы Челябинска.