Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл Выкл
КОЛЛ-ЦЕНТР 

+7 (351) 700-24-99

Платные услуги:
+7 (351) 700-24-99
(добавочный 3)

+7 (351) 728-49-99 (viber
только сообщения для поликлиники №1)

mail@gkb1-74.ru

gkb1.oo@yandex.ru


medal

М.Т. НОВИЦКИЙ: ВРАЧ, УПРАВЛЕНЕЦ, АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

09.02.2018

Осенью 1842 года на должность уездного врача Челябинска был назначен молодой доктор Михаил Тимофеевич Новицкий. На этом посту он сменил Корнелия Ивановича Покровского, снятого с этой должности.

Новицкий проработал в Челябинске 16 лет и вошел в историю как человек беспокойный, ответственный, небезразличный к чужим бедам и просьбам. На новом посту в обязанности Михаила Тимофеевича входил не только контроль над больницами уездных городов Оренбургской губернии, но и лечение населения от эпидемий, обследование состояния здоровья чиновников, а также полная готовность к командировкам по распоряжению губернского начальства. И только в оставшееся время он вел врачебную практику в Челябинске. По понятным причинам, профессиональной медицинской помощи населению не хватало. Согласно историческим документам, именно в связи с острой потребностью во врачебной помощи, в соответствии с циркуляром Министра внутренних дел, в Челябинске впервые появился городовой врач Федор Николаевич Ипатов. Правда, в этой должности он проработал недолго, до конца 1846 года. Позже обязанности снова перешли Новицкому.

Уже в начале своей деятельности в Челябинске Новицкому пришлось решать самые разные задачи. К примеру, в самом начале его карьеры, в волостях Челябинского уезда случился «картофельный бунт». Крестьяне, собираясь в группы, нападали на местные управы. Подавляли стихийные восстания вооруженные солдаты, соответственно, в больницу попадало много раненых. Людям требовалась квалифицированная помощь, а медикаментов катастрофически не хватало. В Челябинске в тот момент аптек не было, больница обеспечивалась препаратами из казенной губернской аптеки в Оренбурге. Тогда Новицкий пишет прошение в Городскую Думу о срочном обеспечении медикаментами, требовались «корень пиона в порошке, хинная соль, рвотная соль, ромашка, бузынный цвет, мятное масло, мышечный пластырь и др.». По этому документу городской глава попросил аптекаря Златоустовской аптеки Д. Поля предоставить лекарства. Аптекарь ответил, в запасниках препаратов нет, но посоветовал обратиться в аптеки Екатеринбурга или Уфы. Оттуда и поступила долгожданная помощь.

В тоже время челябинскую больницу посетило высокое начальство. Нареканий генерал-майором было выявлено достаточно много*:

1) в комнатах не соблюдается должная

чистота и комнаты не побелены;

2) больныя по прибытии своём в больницу не одеваются в больничное бельё и находятся в собственной одежде по нескольку дней;

3) в плевательницы вместо песку насыпают деревянныя опилки, которыя переменяются весьма редко;

4) трудным больным вместо урыльников подаются весьма нечистыя деревянныя шайки или вёдра, содержащия в себе сильный отвратительный запах, и под трудными не подставляются на тюфяки клеёнки;

5) больничное бельё весьма нечисто и худо промыто;

6) нужное место так редко чистится, что нечистота из онаго течёт по ступеням, ведущим в кухонную избу

7) присмотр служителей за больными весьма плохой, и вместо двух служителей по несколько недель находится только один служитель*.

К слову, служитель (он же смотритель Штейн) проработал в больнице недолго, в его бытность была замечена растрата больничных вещей на сумму более 23 руб., которые позже все-таки с него были взысканы, когда он жил и работал уже в другой губернии. Был в больнице и другой смотритель, но и с его приходом мало что поменялось в лучшую сторону.

Михаил Тимофеевич также был обеспокоен развитием больницы, в 1849 год он с рапортом обратился в оренбургский Приказ общественного призрения, в Челябинскую Городскую Думу с просьбой о пристройке дополнительного помещения для использования его в качестве морга. В ответном письме его идею не поддержали сказав, что «…для хранения тел умерших построены уже и находятся при больнице сараи, а для вскрытия оных особенная комната возле бани… Следовательно, по сим обстоятельствам в постройке новаго здания для выноса и вскрытия мёртвых тел… никакой надобности не предвидится, тем более, что город не обязан строить помещения…».

Согласно нескольким архивным документам, Михаил Тимофеевич беспрестанно просил провести ремонтные работы в больнице, но это просьбы не выполнялись, из-за чего очень часто возникали конфликты с властьимущими. Михаилу Тимофеевичу нередко приходилось «грозить» вышестоящей властью. Ежемесячные траты на содержание больницы составляли от 80 до 100 рублей.

Новицкий вошел в историю как активный ликвидатор эпидемий инфекционных заболеваний среди животных (чума у крупного рогатого скота в сентябре 1844 года) и эпидемии холеры в Челябинске (в 1853 году).

В декабре 1858 года, в неполных 50 лет Михаила Тимофеевича Новицкого не стало. Детей у него не было. Жена Новицкого переехала в Москву. Там она обратилась в Оренбургскую врачебную управу за единовременным пособием на умершего мужа.

Позже первую челябинскую больницу после Новицкого возглавляли Семен Степанович Новожилов, Михаил Афанасьевич Копылов, Петр Николаевич Небер.

*Цитаты из статьи Н.А. Алексеева.

Яндекс.Метрика